25 апреля 2003 года состоялась Конференция
«Антимонопольная политика и инвестиционный климат в России»
Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП) выступает за усиление меры ответственности хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашениях и сделках, ограничивающих конкуренцию. Об этом в пятницу на конференции «Антимонопольная политика и инвестиционный климат в России», организованной Национальным Институтом Корпоративной Реформы (НИКР) и Национальным Инвестиционным Советом (НИС), заявил заместитель главы МАПа Андрей Цыганов. При этом он ссылался на опыт антимонопольного законодательства зарубежных стран.
Андрей Цыганов отметил, что в Европе штраф за участие в картелях достигает 10% от годового оборота всех его участников, а в США участие в картельных соглашениях является уголовным преступлением, которое расследуется Министерством юстиции. По его словам, недопустимо, когда наказание за участие в антиконкурентных соглашениях приравнивается к наказанию за незначительные административные правонарушения.
В то же время, участники конференции «Антимонопольная политика и инвестиционный климат в России» отметили, что российское антимонопольное законодательство в целом сопоставимо с конкурентным правом стран европейского сообщества, но требует некоторых изменений. Например, первый заместитель Председателя ФКЦБ Владимир Миловидов, предложил отказаться от антимонопольного регулирования на финансовом рынке, обосновав это невозможностью применения положений антимонопольного законодательства для участников рынка ценных бумаг, в силу открытости и прозрачности этого рынка. Однако его позицию не разделяют представители Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Участники конференции: представители Правительства РФ, бизнесмены, ученые обсудили и другие важнейшие проблемы, связанные с формированием антимонопольного законодательства и его исполнением, отметили недостатки, которые не способствуют защите отечественных предприятий от недобросовестной конкуренции.
Руководитель департамента реструктуризации естественных монополий Министерства экономического развития и торговли РФ Вячеслав Кравченко представил мнение по «совершенствованию антимонопольного регулирования в ходе реформирования электроэнергетики России». По его словам, одна из целей реформы РАО «ЕЭС России», именно повышение конкуренции и уход от монополизма в сфере производства электроэнергии.
По данным того же Андрея Цыганова, до 70% дел по фактам злоупотребления «доминирующим положением» приходится именно на естественные монополии.
На конференции обсуждались и другие факторы, влияющие на инвестиционный климат в России. Вице-президент Внешторгбанка Сергей Баев рассказал о роли государственных банков при финансировании проектов, осуществляемых при государственной поддержке. Он отметил, что характерной чертой банковской системы России является низкая капитализация большинства банков. Поэтому коммерческие банки не могут позволить себе финансировать крупные инвестиционные проекты, стоимость которых превышает 50 млн. долларов.
Взгляд на российское антимонопольное законодательство с позиции западного эксперта представил руководитель группы консультантов по проекту ТАСИС «Антимонопольная политика и управление государственной помощью» Доктор Генрих Хольцлер. По его мнению, российское антимонопольное законодательство слишком часто меняется, что не лучшим образом сказывается на инвестиционном климате в стране. Кроме того, он отметил излишнюю бюрократизацию антимонопольного регулирования в России, подчеркнув, что свободный и открытый рынок во многом способен сам регулировать отношения между покупателями и продавцами.