Проведено исследование по изучению инициатив по внедрению принципов корпоративного гражданства крупным российским бизнесом
Национальный Институт Корпоративной Реформы в своей деятельности выбирает и рассматривает наиболее передовые инициативы и идеи, связанные с эволюцией современной корпорации, и стремится определить пути применения этих идей в российской практике. Одним из таких исследований является изучение инициатив по внедрению принципов корпоративного гражданства крупным российским бизнесом.
«Корпоративное гражданство» — современная концепция, развивающая принципы социальной ответственности корпораций. Если корпоративное управление оперирует термином “акционеры” (shareholders), то корпоративное гражданство основано на понятии stakeholders, то есть “правообладатели”. Правообладателями являются: акционеры, сотрудники корпорации, ее партнеры, поставщики, потребители продукции, иные юридические и физические лица, и даже будущие поколения, обладающие теми или иными правами, в отношении самой корпорации и результатов ее деятельности в широком смысле слова (продукция, сырье, окружающая среда, занятость, благоустройство территорий, на которых ведется предпринимательская деятельность).
Инициативы по внедрению принципов корпоративного гражданства поддержаны международными исследовательскими центрами, международными организациями, в том числе ООН (ЮНИДО). Инициатива по распространению принципов корпоративного гражданства является стержневой в деятельности Давоского форума. В настоящее время в рамках ежегодных заседаний форума, а также его региональных заседаний вопросы корпоративного гражданства занимают одно из центральных мест. Большинство корпораций членов форума открыто заявили о приверженности принципам корпоративного гражданства.
Исследование Национального института корпоративной реформы посвящено вопросам корпоративной социальной ответственности, которые рассматриваются с позиции совершенствования корпоративного управления и корпоративной реформы. Этот подход является инновационным по сравнению с более традиционным социологическим подходом к вопросам корпоративного гражданства (основывающимся на опросах и интервью).
Рассмотрены и обобщены концептуальные подходы к корпоративному гражданству, как новому явлению в сфере развития корпоративного управления.
Обобщены и изучены примеры международного опыта и российской практики. Составлена информационная база инициатив и программ, реализуемых крупными российскими компаниями в области внедрения принципов КСО. Раскрыты особенности внедрения принципов корпоративного гражданства в России, проведено сравнение со странами и корпорациями Западной Европы.
В аналитических материалах по проблеме развития корпоративного гражданства, на примере крупного российского бизнеса содержаться рекомендации представителям власти и крупного бизнеса по совершенствованию корпоративного управления и корпоративной реформы.
Несомненным достоинством исследования является включение в научный оборот профильных инициатив в области Корпоративной социальной ответственности, справочной информация о ведущих мировых научных центрах изучающих принципы Корпоративного гражданства их основные темы и проекты исследований. Веб-версия Справочника представлена на сайте НИКР. Введение в научный оборот подобной информации представляет важную базу данных для деловых и научных кругов