Национальный институт корпоративной реформы провел очередной семинар на тему: «ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ».

С докладом по этой теме выступил В.В. Михеев — член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.

В докладе, в частности, было отмечено, что глобализация проблем безопасности и соразвития расширяет сферу общих интересов стран Северо-восточной Азии. Ведущие «игроки» СВА ищут варианты встраивания и воздействия на формирующуюся новую систему регионального и общемирового порядка, а Россия, со своей стороны, также обращает сегодня больше внимание на регион СВА.
В российской интеллектуальной элите активизируется поиск путей встраивания России в интеграционные процессы в СВА. Это рассматривается как главный шанс на развитие районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, в которых сложилось неблагоприятное соотношение факторов экономического развития – богатые природные ресурсы при больших расстояниях, необжитости территорий и, с другой стороны, малочисленное население и недостаточные сбережения, ограниченный региональный спрос и инвестиционные возможности. В таких условиях без внешних инвестиций и внешнего спроса решить проблему выживания сложно
В докладе были определены факторы, благоприятствующие и сдерживающие реализацию глобализирующихся интересов сторон, под воздействием которых находится Общая ситуация в СВА.
Существующие основные угрозы и вызовы безопасности в СВА и формирующиеся механизмы их отражения представляются В.В. Михееву в следующем виде: 1) северокорейская ядерная проблема; 2) территориальные споры, в которые вовлечены Япония, Россия, Южная Корея, Китай. Двусторонние переговоры в поисках развязок и, параллельно и независимо от этого, углубление региональной экономической интеграции могут уменьшить негативное воздействие территориальных проблем на региональную безопасность; 3) параллельное политическое возвышение Китая и Японии на основе их признанной мировым сообществом глобальной экономической роли; 4) тайваньская проблема. Выход видится в сохранении статус-кво и параллельном воздействии мирового сообщества на Пекин и Тайбэй с тем, чтобы удерживать их в режиме статус-кво; 5) энергетическая, финансовая и экономическая безопасность СВА. Решение этих проблем связано с развитием интеграционного взаимодействия в разных форматах: СВА-3 (Япония, Южная Корея, Китай); АСЕАН плюс СВА-3; АСЕАН плюс Китай; АСЕАН плюс Южная Корея; АСЕАН плюс Япония; 6) новые «нетрадиционные» угрозы: терроризм, пиратство, экологическая безопасность, природные катастрофы, угрозы эпидемий и т.п. Здесь СВА взаимодействует с США и Евросоюзом
Говоря о российско-китайских отношениях в конце 2004 г., автор доклада отметил, что был завершен целый этап развития в постсоветскую эпоху. Суть этого этапа в окончательном решении проблемы пограничного размежевания и создании институциональной инфраструктуры двустороннего сотрудничества, которая позволяет большинство проблем двусторонних отношений переместить с политического уровня на уровень рутинной работы российской и китайской государственной бюрократии. В 2004 г. по объему торговли Китай уже стал главным партнером России, потеснив Японию и Южную Корею. При сохранении тенденций последнего года Китай вскоре выйдет на первое место среди стран СВА и как инвестор в российскую экономику. С другой стороны, в России сохраняются антикитайские настроения и опасения действий Китая, способных, по мнению сторонников политики «сдерживания Пекина», нанести ущерб российским интересам.
В российско-японских отношениях не просматривается прорыва в решении территориальной проблемы. Токио отказался от предложения России найти компромисс на основе Декларации 1956 г. и передачи двух островов. В этих условиях стороны вынуждены искать варианты углубления экономического сотрудничества и расширения политического взаимодействия в условиях нерешенности территориального диспута. Фокусирование российско-японских отношений на общих энергетических, экономических, политических проблемах СВА позволило бы расширить российско-японское взаимодействие вне сферы территориального спора.
Российско-южнокорейские отношения потеряли экономическую динамику первых лет. Координация действий по отношению к Северной Корее не представляется достаточно глубокой и последовательной. Сторонам предстоит найти новые импульсы к повышению качества сотрудничества, в чем обе страны испытывают объективный интерес.
Как представляется докладчику, открывающийся стратегический диалог между нашими странами может способствовать решению данной задачи.
В заключении было подчеркнуто, что расширение сферы интересов партнеров-соперников из СВА – естественный процесс в условиях глобализации национальной безопасности и развития. Однако такое расширение, с российского угла, должно быть понятно и открыто для России. Должно исходить из принципа «неделимости безопасности» для всех партнеров – как Японии и Южной Кореи, имеющих союзнические военно-политические отношения с США, так и для России и Китая. Должно быть нацелено на координацию односторонних обязательств в области безопасности и сотрудничества, двусторонних договоренностей и многосторонних решений.