Присутствие государства в крупных компаниях часто рассматривается как психологический фактор, тогда как важно именно реальное участие государства в управлении компанией.
С.В. Шакин, заместитель председателя Правления АКБ «Национальный Резервный Банк»
Рассмотрим проблему государственных активов: Для того чтобы сформировать нормальные системы партнерства государства и бизнеса, важно, чтобы на стороне государства был некий механизм управления своими активами. У нас достаточно большая собственность остается у государства, но не существует внятного механизма управления ими. Даже для передачи в трастовое управление важно, чтобы с этой стороны был кто-то способный оценить условия, соответствующие передаче. В отношении значительной части активов государства должен быть создан рыночный режим управления или созданы соответствующие инвестиционно-холдинговые компании. Даже наш последний опыт говорит о том, что как только появляется тенденция к оздоровлению хозяйственной системы, тут же мы видим совершенно явно и увеличение кредитования со стороны банков, и нарастание притоков денег в сами банки. То есть в нынешних условиях эти конгломераты (то, что называется вертикально-интегрированными компаниями, а на самом деле включает в себя огромное количество единиц бизнеса, к основной деятельности никакого отношения не имеющего) – это нормальная адаптация к существующим условиям. Это не значит, что не надо концентрироваться на системе мер, приводящих к тому, что экономика будет функционировать более стандартными способами.
С присутствием государства снижается риск и вероятность банкротства в условиях порой его же непоследовательной экономической политики. По мере того как уровень социального партнерства возрастает, в обществе появляются не только механизмы, но и результаты действия этого механизма, которые снижают риски ведения бизнеса (и финансовые и поведенческие). Государство должно не только присутствовать в компании (имея 15-20% ее активов), но и непосредственно управлять своими активами в рыночном режиме. В рыночной экономике (но не деформированной, не сегментированной по секторам), управляющее государственное звено где-то продает пакет, поняв, что надо освобождаться, забрав прибыль для государства, где-то приобретает его, чтобы стать устойчивее в рамках своего же портфеля. В этом и есть основное направление, в том числе и для аграрного сектора. Сложись такие условия, при которых работать в банковском секторе стало бы невыгодно, и не банкиры, а капитал побежал бы за рубеж, чтобы потом вернуться в качестве иностранного капитала и вложиться в «нефтянку». Сегодня, например, «нефтянка» стала самодостаточной, и капитал побежал в агропромышленный сектор. И все это происходит в связи с изменением условий, что является признаком того, что мы идем к «правильной» рыночной экономике.