Заштопать сетку безопасности
Е.Ш. Гонтмахер, член правления Института современного развития
«Российская газета»
Можно спорить, когда начался российский кризис, гадать, когда он закончится. Но уже сейчас извлечь уроков можно более чем достаточно, в том числе и в социальной политике.
Важнейшим ее изъяном в докризисные годы был постоянно увеличивающийся в России разрыв в уровне и качестве жизни между различными общественными и региональными группами населения.
По сути, страна разделилась на два основных сектора. Первый — примерно 30 процентов населения, связанных с экспортными отраслями (нефть, газ, металлы) и обслуживающими их банками, финансовыми компаниями. У них есть собственная сеть учреждений образования и здравоохранения. Второй сектор — оставшиеся 70 процентов населения, которые слегка улучшили свое материальное положение за счет «крошек с барского стола», но так и остались без комфортабельного жилья, качественного образования и эффективной медицины. Об этом, в частности, говорят экстремально низкие показатели средней продолжительности жизни и международных сопоставлений качества общего и профессионального образования. И несмотря на обилие бюджетных ресурсов, доля ВВП, направляемая на развитие человеческого капитала, в России в 1,5-2 раза меньше, чем в развитых странах.
Такого рода негативные социальные тенденции говорят о том, что в нашей стране так и не выстроился адекватный перераспределительный механизм, обеспечивающий баланс между реализацией двух основополагающих общественных институтов: social safity ne и рынок.
В чем суть первого из них?
В русском переводе это — «сетка социальной безопасности». Это означает, что любой член общества может рассчитывать на ту или иную форму поддержки в случае его попадания в сложную жизненную ситуацию. Речь идет и о тарелке бесплатного супа, и о ночлежке для бомжа, и о бесплатном и доступном всеобщем качественном медицинском обслуживании. Фактически наличие полноценной «сетки социальной безопасности» и есть главный признак функционирующего «социального государства».
Если мы объективно посмотрим на социальное положение в России, то очевидно, что упомянутая «сетка» имеет многочисленные зияющие дыры. Вот только некоторые из них. Во-первых, недоступность даже самого элементарного медицинского обслуживания (половина работающих людей не посещает врачей из-за очередей или невозможности оплатить прием). Во-вторых, степень удовлетворения потребности в высокотехнологичной медицинской помощи — не более 20 процентов. В-третьих, 2 миллиона детей не посещают школу, не меньшее их число может быть отнесено к безнадзорным. В-четвертых, отсутствует страхование по безработице. В-пятых, фактически деградировало обязательное пенсионное страхование. В-шестых, так и не создана система медико-социальной реабилитации инвалидов.
Казалось бы, латание всех этих дыр несовместимо с рыночными принципами и должно происходить в рамках чисто бюджетных подходов. Однако это не так. Многие из социальных проблем можно закрыть умелым использованием страхования. Но даже чисто бюджетные подходы необходимо объединять с современными механизмами обеспечения эффективности государственных расходов, что вполне соответствует рыночным принципам. Попытаемся показать это на нескольких примерах.
Прежде всего хватит охать и ахать по поводу растущей безработицы. То, что миллионы людей лишаются работы и (или) заработка из-за сокращенного рабочего времени, административных отпусков и тому подобных неприятных вещей, — прямой и неизбежный результат нашей экономической политики последних лет. Крепнущая экспортно-сырьевая примитивизация российской экономики вкупе с ее сверхмонополизацией создала два флюса на рынке труда.
Первый — это раздутые штаты в компаниях, получающих легкие деньги. При 100-процентной рентабельности можно позволить себе содержать многочисленный, хорошо зарабатывающий, но по сути бесполезный «офисный планктон». Но когда рентабельность быстро снижается, судьба этих ни в чем не повинных людей очевидна — они оказываются на улице. Причем это в своей массе молодые и малоквалифицированные (несмотря на дипломы о высшем образовании) люди, которым придется довольно круто менять свою жизнь.
Второй флюс — миллионы безнадежно, морально и технически устаревших рабочих мест (реликтов советской экономики), на которых невозможно получать сколько-нибудь приличную зарплату, сосредоточенных главным образом в российской провинции и в моногородах. Если до кризиса они держались только благодаря крошкам с экспортно-сырьевого стола, то сейчас у них нет шансов на выживание. И тут ничего не поделаешь: этот балласт давно надо было сбросить.
Но если еще пару лет назад ликвидация двух этих флюсов могла пройти относительно безболезненно с социальной точки зрения, то сейчас — хотим мы того или не хотим — это уже стало происходить, что называется, по факту. Поэтому оказание административного давления на работодателей с тем, чтобы они не увольняли персонал, лишь загоняет проблему вглубь. Платить нечем и не из чего, деньги дешевеют, люди в любом случае будут недовольны. А кормя их пустыми обещаниями, мы просто лишаем их выбора, возможности найти выход из тяжелой ситуации, которая неизбежно будет только усугубляться. Результатом станет еще большая озлобленность и вероятность стихийного развития событий.
А вот что надо сделать, так это предложить уволенным массированные государственные программы поддержки, которые должны быть несопоставимы по размеру с тем, что выделяется на данный момент. Задача очевидна: если государство все-таки решится использовать самое эффективное оружие для противостояния кризису — освобождение предпринимательской инициативы, — то успеха не будет, если бизнесу не будет предложен необходимый человеческий капитал.
Тут как раз для государства и открывается огромное поле для деятельности. Речь идет о крупной перестройке системы образования, которая должна спасти нашу молодежь от невостребованности и профессионального прозябания. Надо, к примеру, сделать высшее образование (и бакалавриат, и тем более магистерскую степень) привилегией только наиболее продвинутых школьников, которые поступят в вузы, дающие реально конкуренто-способную подготовку. Но это не социальная трагедия для остальных. Мощная и обновленная система учреждений начального и среднего профобразования должна подхватывать всех остальных, давая им возможность стать высокооплачиваемыми и уважаемыми профессионалами — рабочими, техниками, медсестрами, спрос на которых будет всегда, а тем более в посткризисные времена.
Речь идет, конечно, и об обеспечении перелома в состоянии здоровья нации, продолжающем ухудшаться. А это потребует вывода объема бюджетного финансирования на уровень не менее 6 процентов ВВП.
Именно реализация масштабных социальных программ способна соединить в один син-энергетический поток усилия двух важнейших институтов нашего общества: бизнеса и государства.