«Финансовый центр: С чего начать»

В.Д. Миловидов, руководитель ФСФР РФ
«Ведомости»

Формирование в России мирового финансового центра — стратегическая задача, от решения которой зависит, какое место будет занимать Россия в мировой экономике в течение ближайших лет. Опыт показывает: финансовый центр — привилегия развитой, сильной, конкурентоспособной экономики. Это одно из условий экономического суверенитета государства. Не случайно задачу укрепления своих финансовых центров решают США, Великобритания, Германия, Дубай, Китай, Австралия. В этом ряду должна находиться и Россия. В силу своей географической расположенности и своего экономического потенциала Россия могла бы связать этот «пояс глобальных финансовых центров». Задача достаточно амбициозная, но безальтернативная.
Сегодня высказываются разные взгляды на то, как мог бы выглядеть мировой финансовый центр в России. Существуют и разные подходы к его определению. Как бы ни были разнообразны и даже противоположны точки зрения, нельзя отрицать, что ядром такого центра должна стать биржа.
Биржа — это прежде всего правила, выработанные участниками рынка в целях его организации, в целях обеспечения справедливости для всех, управляемости рынка в целом, привлечения инвесторов и эмитентов, развития финансовых инструментов и самих торговых технологий. Биржа — это, по сути, одна из первых саморегулируемых организаций в истории предпринимательства. Вот почему бирж в таком понимании не может быть много в отличие от торговых площадок, залов и терминалов. Вот почему конкуренция бирж — явление весьма спорное. Если и говорить о такой конкуренции, то сфера ее существенно ограничена: тарифы, услуги, технологии, менеджмент. Правила же поведения на рынке, критерии добросовестности, прозрачности сделок, механизмы разрешения споров не могут конкурировать — все это по мере глобализации экономики должно быть унифицировано. Теоретически на определенном историческом этапе все биржи, равно как и финансовые центры, могут объединиться в глобальную, наднациональную биржевую организацию. Своего рода «организацию объединенных бирж». Фантазия? Может быть, но о месте и роли России в этом возможном сценарии нужно думать сегодня. Именно сегодня решается вопрос, будет ли Россия активным, равным и влиятельным игроком в обустройстве глобального финансового рынка или нам останется лишь принять новый финансовый миропорядок.
Создание в России регионального финансового центра — это заявка на активное участие в формировании будущего глобального финансового рынка. Поэтому ответ на вопрос, какую биржу мы хотим построить в качестве ядра будущего финансового центра, приобретает ключевое значение. И в этом контексте историческая миссия биржи как саморегулируемой организации может быть весьма востребованной.
Конкурентоспособность российского финансового центра будет зависеть от оптимального баланса между саморегулированием и государственным регулированием на финансовом рынке. Прежде всего нужно передать часть регулирующих функций бирже, а именно: расширить ее полномочия по контролю за манипулированием ценами и за сделками на основе инсайдерской информации, по установлению единых требований и стандартов деятельности финансовых посредников, по раскрытию информации о ценных бумагах и их эмитентах, по контролю за уровнем и качеством корпоративного управления в акционерных обществах, допущенных на биржу, по допуску ценных бумаг к обращению, по формированию единых платформ и стандартов документооборота между участниками рынка. Возможны и другие функции, повышающие роль и ответственность биржи, а значит, и ее членов в обеспечении прозрачности, надежности, управляемости финансового рынка. Все это можно и следует предусматривать в рамках работы над концепцией создания мирового финансового центра, как и возможность перераспределения, модификации, оптимизации функций государственных регуляторов в целях повышения их эффективности и ответственности.
Вместе с тем укрепление роли биржи как несущего элемента всей конструкции российского регионального финансового центра требует выполнения как минимум двух исходных условий.
Первое: следует устранить препятствия для расширения базы саморегулирования. Само по себе участие Банка России в нашей биржевой инфраструктуре не является ее недостатком. Более того, Центральный банк сыграл весьма важную роль в создании биржевой системы в России. Однако сегодня, когда четко сформулированы приоритеты и задачи формирования финансового центра, факт этого участия нельзя не переосмыслить. Сформировать конкурентоспособный биржевой центр в России можно на широкой, бесконфликтной основе, без явного доминирования одного института, претендующего (возможно, обоснованно) на роль участника финансового рынка. Выход Банка России из капитала биржевой инфраструктуры (для начала, например, путем передачи своего участия в федеральную собственность) должен состояться непременно.
Второе условие — консолидация биржевой инфраструктуры. Эффективную саморегулирующую роль и функцию биржевого центра может играть не отдельно взятая биржа, а вертикально-интегрированный холдинг с широким представительством в капитале банков, небанковских институтов, возможно, государства, а на каком-то этапе и иностранных институтов. В рамках холдинга должны быть объединены локальные (их может быть много) торговые площадки, в том числе специализирующиеся по видам торгуемых инструментов и активов, расчетный депозитарий, клиринг, унифицированы электронные платформы и стандарты обмена данными.
Реализация этих условий существенно продвинет нас в направлении создания в России конкурентоспособного финансового центра.